1. О Ромской библиографии
Наши предки покинули земли Индии или
более или около 1000 лет назад, поэтому Ромская цивилизация развивается
самостоятельно и под влиянием народов новых земель - Персии, Греции Испании,
Германии, Трансильвании, Молдавии, Украины, России и многих других. Образ жизни
наших предков ― кочевой до не так далекого от нас времени, и многие наши
старшие современники ещё помнят кочевание по рассказам родителей, а кто-то ― и
из собственного опыта. Кочевание требовало многих знаний и умений, которыми мы
и сейчас славимося, но не требовало оно школьного образования и науки. Умеешь
немного читать и считать ― того и хватит. Поэтому очень долго не было и ученых
из нашей среды, и не создалось наше родное ромоведение естественным способом. А
взамен различные ученые и неученые из других народов стали нас изучать и
исследовать, писать о нас ― от коротких сообщений в летописях до громадных
диссертаций. Со временем выросла Вавилонская башня литературы о нашем народе ―
истории, генетике, языке, этнографии, музыке, сказках и др., о политике в отношении
нас, законы и о законах... Но в ХХ веке, особенно после Второй мировой войны,
уже и наши собственные авторы появились.
Так за несколько столетий сложился
огромный массив публикаций, ориентироваться в которых становится все сложнее.
Во-первых, ромоведение создавалось и развивается
чуть ли не на всех европейских языках ― от норвежского до турецкого и
португальского до азербайджанского, но есть уже произведения на арабском,
иврите и даже японском.
Во-вторых, книги и статьи печатают практически
по всему миру, разве что из Африки есть пока единичные примеры.
В-третьих, пишут любители и
профессионалы ― и часто очень трудно рядовому читателю, особенно Рому,
разобраться: где настоящая наука, а где вымысел, досужие размышления или откровенные
искажения и ложь.
В-четвертых, иностранное ромоведение
мы должны заменить на ромское ромоведение, а для этого нужно, конечно, знать
иностранное, потому что в нём немало истинного и полезного написано.
Ромская библиография является
безусловным средством на пути к ромоведению, которое служит интересам нашего
народа.
Ромскую библиографию мы рассматриваем
не как простое книгоописание, но как информационную инфраструктуру,
обеспечивающую сбор, обработку, распространение и использование
библиографических данных.
Возможно, следующие поколения Ромов,
осознающие себя и свою историческую судьбу, осознающие, что они ― единственно
они ― представляют в Европе новую индоевропейский нацию, смогут заставить
Европу признать нас и отказаться от современного унизительного и пренебрежительного
отношения «отца», ибо и сейчас европейские чиновники место в Европе видят для
нас исключительно через их любимую «интеграцию», т.е. ассимиляцию.
|